Аппарат акима
Жетысуского района
A   A   A

НАШ АДРЕС
РК, 050050, г. Алматы,
мкр. Кулагер, ул. Серикова, 2 а
e-mail: site.zhetysu@a-a.kz
тел/факс +7 (727) 384-27-56
Телефон доверия:
384-27-66, 384-27-55
Круглосуточная горячая линия и WhatsApp:+7 700 384 27 60
Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Вопрос акиму
Задать вопрос Здесь Вы можете задать
интересующий Вас вопрос
акиму Жетысуского района

Культура и спорт КУЛЬТУРА И СПОРТ



Государственная программа развития и функционирования языков в РК


Паспорт Программы 

Наименование

Программы

Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы

Основание для разработки

Программа разработана в соответствии со статьями 7, 93 Конституции Республики Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан"; Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922; Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"; пунктом 3 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данных на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана; Доктриной национального единства; Концепцией расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007-2010 годы, утвержденной  постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года № 1122

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

Министерство культуры Республики

Государственныеорганы, ответственные за 
реализацию Программы

Центральные и местные исполнительные органы

Цель Программы

Гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстан

Задачи

совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;

развитие инфраструктуры обучения государственному языку;

стимулирование процесса обучения государственному языку;

повышение престижа употребления  государственного языка;

повышение востребованности государственного языка;

усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;

совершенствование языковой культуры;

функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;

сохранение языкового многообразия в Казахстане;

изучение английского и других иностранных языков

Срок реализации

2011-2020 годы, первый этап: 2011-2013 годы, второй этап: 2014-2016 годы,третий этап: 2017-2020 годы

Целевые индикаторы

Увеличение:

доли взрослого населения, владеющего государственным языком (по результатам сдачи "Казтест": к 2014 году - 20%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 95%);

доли выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 (к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%);

доли казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации(к 2014 году - 53%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 70%);

степени удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения (к 2014 году - 60%, к 2017 году -75%, к 2020 году - 90%);

доли упорядоченного терминологического фонда казахского языка (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 100%);

доли взрослого населения республики, владеющего русским языком (к 2020 году -90%);

доли этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях (к 2014 году - 60%, к 2017 году- 80%, к 2020 году - 90%);

доли населения республики, владеющего английским языком (к 2014 году — 10%, к 2017 году - 15%, к 2020 году - 20%);

доли населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 12%, к 2020 году - до 15%)

Источники и объемы финансирования

На реализацию Программы в 2011-2020 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию первого этапа Программы составят 19 134 946 тыс. тенге. Объем финансирования Программы на 2011-2020 годы будет уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан


Введение 
 
Государственная программа развития и функционирования языков на 2011-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 7 и 93 Конституции Республики Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан"; Концепцией расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года № 1122; Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2010 года № 922; Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня государственных программ"; пунктом 3 Плана мероприятий по реализации поручений Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данных на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана; Доктриной национального единства.
Программа, рассчитанная на десять лет реализации, основана на анализе сложившегося в стране языкового строительства, учитывает мнения и рекомендации экспертного сообщества, занимающегося проблемами языков.
При разработке Программы был изучен опыт правового регулирования вопросов, связанных с реализацией государственной языковой политики свыше 30 зарубежных стран.
Данный документ является нормативно-организационной основой решения актуальных проблем в сфере функционирования и развития языков и создания условий для полномасштабного применения государственного языка во всех сферах общественной жизни.
Как отметил Глава государства Назарбаев Н.А.: "Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его".
В Доктрине национального единства государственный язык определен ключевым приоритетом, главным фактором духовного и национального единства. Овладение им должно стать долгом и обязанностью каждого гражданина Казахстана, стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественной жизни.
Намеченные в Программе цели и задачи реализуются через План мероприятий, разрабатываемый уполномоченным государственным органом на весь период реализации Программы и утверждаемый постановлением Правительства Республики Казахстан.
Все мероприятия, предусмотренные Программой, основаны на приоритетности развития государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства и направлены на полноценное удовлетворение духовно-культурных и языковых потребностей граждан. Все мероприятия Программы выстроены в строгом соответствии со статьей 7 Конституции и постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 23 февраля 2007 года № 3.
Успешность реализации Программы будет обеспечена путем совершенствования необходимой нормативно-правовой базы, интеграции основных программных мер в стратегические планы государственных органов при обеспечении эффективности реализации запланированных мероприятий.
Вместе с тем для достижения практических результатов данных мероприятий необходимы совместные усилия всех государственных органов и хозяйствующих субъектов республики, в том числе национальных компаний и финансовых организаций.
 
Анализ текущей ситуации 
 
Создание оптимального социолингвистического пространства в независимом Казахстане выстраивается путем поэтапной реализации языковой политики.
1997-2000 годы - с принятием в 1997 году Закона Республики Казахстан "О языках" и утверждением Государственной программы функционирования и развития языков на 1998-2000 годы начинается формирование Правовой основы языкового строительства в основных сферах общественной жизни.
2001-2010 годы - в рамках реализации Государственной программы функционирования и развития языков на десятилетний период стратегия языкового строительства определялась тремя направлениями: расширение и укрепление социально-коммуникативных функций государственного языка, сохранение общекультурных функций русского языка, развитие других языков народа Казахстана. Также в этот период по инициативе Главы государства начата реализация Национального культурного проекта "Триединство языков".
Итоги реализации Программы заложили основу последующего языкового строительства в Республике Казахстан: 
- существенно расширена инфраструктура обучения государственному языку: детских садов с казахским языком обучения - 1178 (рост с 2001 года на 876), школ - 3821 (рост с 2001 года на 173), создан 101 центр обучения государственному языку;
- активно реализуется процесс перевода делопроизводства на государственный язык (удельный вес документов на казахском языке в государственных органах составляет порядка 67%);
- ведется разработка методической базы обучения государственному языку (выпущены многоуровневые учебно-методические комплексы, 10 видов словарей общим тиражом 720 тысяч экземпляров, 8 отраслевых двух- и трехъязычных словарей общим тиражом 260 тысяч экземпляров);
- в целях внедрения новых информационных технологий в процесс изучения государственного языка создан и постоянно обновляется интернет-портал (свыше 20 видов сервисов, активная пользовательская аудитория из 50 стран мира);
- укрепляется коммуникативная функция государственного языка (в контенте государственных средств массовой информации (далее - СМИ) объем вещания на казахском языке в электронных СМИ, а также доля государственного языка в печатных СМИ составляет свыше 50%);
- ведется планомерная работа по развитию и укреплению культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
- создана эффективная система государственной поддержки языков этносов, проживающих в Казахстане (из 7516 общеобразовательных школ 1524 с русским, 58 с узбекским, 14 с уйгурским, 2 с таджикским языками обучения, 2097 школ - смешанные; из 2261 дошкольных учреждений 272 с русским, 3 с другими языками обучения; 808 детских учебных заведений с двумя языками обучения; в 190 воскресных школах этнокультурных объединений изучаются родные языки 30 этнических групп; из 50 казахстанских театров 9 смешанных, 15 русских, 1 корейский, 1 немецкий, 1 узбекский и 1 уйгурский).
Логика языкового строительства в предстоящий десятилетний период (2011-2020 годы) обусловлена наличием ряда проблемных аспектов.
Неравномерный уровень владения государственным языком в обществе. Данный проблемный аспект напрямую связан с отсутствием единой методологии и стандартов обучения государственному языку, единых стандартов деятельности инфраструктуры обучения, системы стимулирования и мониторинга процесса овладения государственным языком, низким уровнем подготовки преподавателей и специалистов казахского языка.
Недостаточное внедрение государственного языка в социально-коммуникативное пространство страны.Проблемные вопросы в данном направлении связаны, прежде всего, с расширением сфер активного применения государственного языка в области международных коммуникаций, досуга и развлечений, его развития в качестве языка закона, науки и новых технологий. Наряду с этим проблемным является важнейший перечень вопросов повышения престижа его употребления, популяризации государственного языка как семейной ценности, а также существование ряда негативных мифов и стереотипов в языковой сфере.
Снижение языковой культуры казахстанского общества. В указанном аспекте дальнейшее развитие лингвистического пространства существенно затруднено проблемами в сфере терминологии, антропонимики и ономастики, необходимостью совершенствования культуры речи и письменности, а также создания толерантной языковой среды.
Необходимость сохранения и укрепления лингвистического капитала казахстанцев. В данном аспекте существует блок проблем, связанных с сохранением уровня владения русским языком как конкурентного преимущества казахстанцев, созданием условий для развития языков этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана, и изучением английского и других иностранных языков как средств делового международного общения.
Приоритетная необходимость решения данных проблем и совершенствования нормативно-правовой базы обусловили следующие цели и задачи Программы.
 
Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов 
реализации Программы 
 
Главная цель Программы - гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане.
Программные цели:
1) государственный язык - главный фактор национального единства;
2) популяризация широкого применения государственного языка;
3) развитая языковая культура - потенциал интеллектуальной нации;
4) развитие лингвистического капитала казахстанцев.
Целевые индикаторы: 
доля взрослого населения, владеющего государственным языком (по результатам сдачи экзамена по системе оценки уровня знания казахского языка граждан Республики Казахстан по программе "Казтест" к 2014 году - 20%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 95%);
доля выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 (к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%);
доля казахоязычного контента в государственных средствах массовой информации (к 2014 году - 53%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 70%);
степень удовлетворенности населения работой ономастических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения (к 2014 году - 60%, к 2017 году - 75 %, к 2020 году - 90%);
доля упорядоченного терминологического фонда казахского языка (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 100%);
доля взрослого населения республики, владеющего русским языком (к 2020 году - 90%);
доля этносов, охваченных курсами по обучению родному языку при национально-культурных объединениях (к 2014 году - 60%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 90%);
доля населения республики, владеющего английским языком (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 15%, к 2020 году - 20%);
доля населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским) (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 12%, к 2020 году - до 15%).
Задачи:
1) совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку;
2) развитие инфраструктуры обучения государственному языку;
3) стимулирование процесса обучения государственному языку;
4) повышение престижа употребления государственного языка; 
5) повышение востребованности государственного языка;
6) усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка;
7) совершенствование языковой культуры;
8) функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве;
9) сохранение языкового многообразия в Казахстане;
10) изучение английского и других иностранных языков.
Показатели результатов:
количество преподавателей казахского языка, обучаемых в рамках государственного образовательного заказа (ежегодно не менее 500 чел.);
доля мероприятий, направленных на повышение квалификации преподавателей центров обучения казахскому языку, организованных с возможностью удаленного доступа в режиме он-лайн (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 50%, к 2020 году - 90%);
доля аккредитованных центров обучения казахскому языку (к 2014 году - 30%, к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%);
рост числа обучающихся в государственных центрах обучения казахскому языку (по сравнению с 2009 годом к 2014 году - не менее 30%, к 2017 году - не менее 70%, к 2020 году - 100%);
доля государственных служащих, сертифицированных по системе оценки уровня знания казахского языка граждан Республики Казахстан по программе "Казтест" на знание государственного языка (к 2017 году - не менее 50%, к 2020 году - 100%);
доля сотрудников организаций, предоставляющих государственные услуги, сертифицированных по программе "Казтест" на знание государственного языка (к 2017 году - не менее 50%, к 2020 году - 100%);
доля государственного социального заказа, направленного на популяризацию государственного языка (ежегодно не менее 10%);
рост числа новых телевизионных проектов на государственном языке в эфире государственных СМИ (ежегодно на 10%);
доля государственного информационного заказа, ориентированного на поддержку печатных СМИ, выходящих на государственном языке (ежегодно не менее 50%);
степень охвата регионов контролем за использование визуальной информации (к 2014 году - 30%, к 2017 году - 50%, к 2020 году - 100%);
степень удовлетворенности населения работой терминологических комиссий в части соблюдения принципов прозрачности и общественного доступа к обсуждению процесса принятия решения (к 2014 году - 60%, к 2017 году - 75%, к 2020 году - 100%);
доля этносов, имеющих национально-культурные объединения, охваченные методической помощью по изучению родных языков (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 100%);
доля государственных центров обучения языкам, предоставляющих услуги по изучению английского и других иностранных языков, от общего числа центров (к 2014 году - 50%, к 2017 году - 75%, к 2020 году - 100%).
 
Основные направления, пути достижения поставленных целей 
Программы и соответствующие меры 
 
Первое направление - овладение государственным языком.
Цель: "Государственный язык - главный фактор национального единства".
Целевые индикаторы:
доля взрослого населения, владеющего государственным языком (по результатам сдачи экзамена по системе оценки уровня знания казахского языка граждан Республики Казахстан по программе "Казтест" к 2014 году - 20%, к 2017 году - 80%, к 2020 году - 95%);
доля выпускников школ, владеющих государственным языком на уровне В1 (к 2017 году - 70%, к 2020 году - 100%).
Реализация первого направления программы предполагает организацию работы по созданию системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана. В ядре данной системы трехкомпонентная основа - совершенствование методологии обучения государственному языку, расширение инфраструктуры обучения и стимулирование процесса овладения государственным языком. Данный подход определил три задачи первого направления.
Необходимым компонентом выстраиваемой системы является повышение квалификации и обучение преподавателей казахского языка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ввиду малой численности научно-образовательных центров, имеющих организационные и методологические возможности вести обучение специалистов на качественно высоком уровне, предполагается широкое внедрение дистанционных форм обучения.
2. Развитие инфраструктуры обучения государственному языку. Вторым необходимым компонентом системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана является создание аккредитованной сети центров обучения казахскому языку. Именно центры обучения казахскому языку должны стать инфраструктурной базой по овладению государственным языком взрослыми гражданами Казахстана, уже закончившими учебные заведения.
Реализация данного направления предполагает введение обязательных требований к образовательной деятельности центров обучения государственному языку.
Для этого потребуется, прежде всего, принятие мер по совершенствованию правовой базы для введения требований к образовательной деятельности центров, а также правовой основы для осуществления аккредитации центров обучения государственному языку на соответствие данным требованиям.
Наряду с этим предполагается также введение системы рейтинговой оценки деятельности центров обучения государственному языку.

Показатели результатов:
доля этносов, имеющих национально-культурные объединения, охваченных методической помощью по изучению родных языков (к 2014 году - 20%, к 2017 году - 60%, к 2020 году - 100%);
доля государственных центров обучения языкам, предоставляющих услуги по изучению английского и других иностранных языков от общего числа центров (к 2014 году - 50%, к 2017 году - 75%, к 2020 году - 100%).
 
Этапы реализации Программы 
 
Реализация Программы будет осуществлена в три этапа.
На первом этапе (2011-2013 годы) предполагается проведение комплекса мер, направленных на усовершенствование нормативно-правовой и методологической базы дальнейшего функционирования и развития языков.
Так, в рамках первого этапа предполагается осуществить работу по совершенствованию стандартов обучения государственному языку, разработке правовой основы аккредитации центров обучения казахскому языку и осуществлению рейтинговой оценки их деятельности.
Наряду с этим предусматривается совершенствование нормативной правовой базы в сфере ономастики по обеспечению систематизации наименований административно-территориальных единиц, в сфере терминологии по унификации терминологической лексики, а также в сфере антропонимики по осуществлению идентификации антропонимических наименований и визуальной информации.
Вместе с этим предполагается совершенствование нормативной правовой базы в части устранения правовых пробелов и ужесточения ответственности за нарушение законодательства о языках.
На данном этапе предусматривается комплекс организационно-практических мер по популяризации широкого применения государственного языка, созданию благоприятных условий для изучения и сохранения языков этносов, проживающих в Казахстане, а также введение системы мониторинга эффективности результатов.
В рамках второго этапа (2014-2016 годы) предполагается реализация комплекса практических мер по внедрению новых стандартов, технологий и методов в области изучения и применения государственного языка, а также сохранения языкового многообразия. Вместе с этим на данном этапе начнется работа по проведению аккредитации центров обучения государственному языку, а также введению рейтинговой оценки их деятельности.
Также предполагается организация работы по созданию системы стимулирования овладения государственным языком: введение обязательных минимальных требований по владению государственным языком для государственных служащих, работников сферы обслуживания населения и предоставления государственных услуг. Вместе с этим будет продолжена работа по популяризации широкого применения государственного языка.
На основе разработанной нормативной правовой базы наряду с усилением контроля за соблюдением законодательства в сфере употребления языков будет начата работа по упорядочению терминологического фонда казахского языка, обеспечению систематизации ономастического пространства.
Третий этап (2017—2020 годы) Программы предполагает организацию работы по введению механизмов контроля степени овладения государственным языком.
Наряду с этим предполагается системный мониторинг степени востребованности государственного языка во всех сферах общественной жизни, качества его надлежащего применения и уровня владения при дальнейшем сохранении позиций других языков.
Будет продолжена работа в сфере ономастики, терминологии, популяризации применения государственного языка, а также по сохранению толерантной языковой среды.
 
Необходимые ресурсы 
 
На реализацию Программы в 2011-2020 годах будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Общие затраты из государственного бюджета на реализацию первого этапа Программы составят 19 134 946 тыс. тенге.
Объем финансирования Программы на 2011-2020 годы будет уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.